понедельник, 29 декабря 2014 г.

«Меня молитва матери спасала»

Ковальчук Светлана, 7б класс, МАОУ СОШ №73
       Память о войне – живая боль нашего народа. 22 июня 1941 года – трагическая дата в истории нашей Родины.  В этот день германские фашисты, растоптавшие своими сапогами государственную и национальную независимость большинства народов Западной Европы, напали на нашу страну. Началась самая страшная в истории человечества, в истории нашей страны война. Мы, дети, знаем о войне только из фильмов и книг, уроков истории и  по рассказам ветеранов.

  В моей жизни был очень важный человек, которого я буду всегда помнить и  буду гордиться им. Это мой дедушка – Ковальчук Адам Саввич. Он участник Великой Отечественной войны. Я рада, что в моей семье был такой отважный и смелый человек. Мой дедушка не часто рассказывал о тех трагических днях и событиях, которые ему выпало на долю пережить вместе со всем народом, уж очень тяжелы были эти воспоминания.
    Когда началась война, он жил на Украине в Житомирской области. Во время войны страшный голод мучил людей, потому что Украину оккупировали фашисты. Они ходили по домам, забирали у людей еду и уводили домашний скот. Тех, кто оказывал сопротивление, фашисты расстреливали.
  Адаму Саввичу в 1941 году было 17 лет, и на фронт он попасть не мог: не брали, молод ещё.  Тогда он ушёл в соединение легендарного партизанского отряда Сидора Ковпака. У деда было особое задание: доставлять в отряд хлеб, который пекла его мать. Адам Саввич вспоминал, что все старались помогать партизанам, но были и предатели, например, полицай Купрей. Однажды осенью Адам поехал на лошади к своей маме в деревню. Оставив свою лошадь за забором, он пошёл в дом. Пообщавшись с матерью, дед вышел на крыльцо и увидел рядом с домом своего соседа и с ним рядом ненавистного всеми жителями деревни полицая Купрея. Купрей, заметив деда, закричал: «О, Адамчик приехал! Хватайте его!». Дедушка очень испугался, но он был находчивым и ловким,  с испуганными глазами он прыгнул через забор, молниеносно вскочил на лошадь и со скоростью ветра поскакал прочь. Но в это время Купрей достал винтовку и выстрелил. Пуля пролетела над правым плечом дедушки и порвала телогрейку. На этом месте остался ожог. Дед говорил, что  в этот раз его спасла молитва матери: если бы пуля пролетела на сантиметр левее, то попала бы деду в шею. Он говорил, что будто снова родился.
     Потом  Адам Саввич стал полноправным членом отряда Дзержинского.  Тогда и проявились его таланты мастера на все руки: дедушка научился делать приклады для автоматов, вырезать печати.
    Адам Саввич попадал в плен пять раз, но всякий раз ему удавалось сбежать. Однажды его и других пленных солдат держали в бараке, а потом посадили в товарный вагон и  собирались отправить работать в Германию. Германия нуждалась в  рабочей силе. Вагон, в котором сидели пленные, был деревянный, дедушка смог выломать палку из стенки вагона, и так как он был очень худенький, то пролез в щель, через которую могла бы пройти только кошка. Когда он выпрыгнул из вагона, его заметил немец. На испуганном лице парнишки появилась такая мука и жалость, и  немец прошёл мимо, сделав вид, что не заметил его. Дедушка спрятался под вагон, а когда поезд уехал, вернулся в партизанский отряд.
  На войне он был ранен, и в кости ноги застрял осколок. Доставать его не стали, так всё и срослось. «Железо» потом долгие годы беспокоило его, но врачи побоялись делать операцию.
    После войны Адам Саввич служил в армии ещё десять лет в Чите, а  потом переехал на Урал.
     На Урале дедушка познакомился со своей будущей женой Александрой. У них родились четыре сына: Валерий, Александр, Сергей и мой папа Владимир.
     Мой любимый дедушка был мастером на все руки:  когда у водителей ломались машины, они шли за советом к Адаму Саввичу, и всем он помогал: где и как выточить деталь, где достать инструмент. Но кроме этого,  дед хорошо шил на швейной машинке, вышивал крестиком салфетки, наволочки, полотенца. Его работы: вышивки «Кот с топором»,  «Портрет жены Шуры», «Фрагмент сказки «Журавль и лиса»», «Салфетка с цветами на день рождения жене Шуре», «Цветы верному другу жене Шуре» бережно хранит дома моя бабушка. Бережно бабушка хранит  и оставшиеся в память о моём дедушке медали: «40лет Победы», «50лет Победы»,  «Ветерану труда», «За долголетний добросовестный труд» -  а также знак «Гвардия» и орден за Отечественную войну.
     Мой дедушка был добрым и весёлым. Он хорошо играл на гармони и балалайке, сочинял стихи и песни.  Адам Саввич сочинил стихотворение, посвящённое его маме, моей прабабушке:


«От сына Адама. Посвящение матери»:
У жизни на заре, в те детские года,
Когда мы по ночам спокойно спали,
От всех напастей злых и бед
Всегда нас руки матери спасали.
Когда жестокая пришла пора
И над страной война заполыхала
И в каждый дом когда пришла беда, 
Меня молитва матери спасала.
Канонада войны грохотала,
Осколки, пули рядом пролетали,
Но мне тогда там повезло, и я остался жив -
Сомнений нет: меня молитва матери спасала.
Текут наши года, как вешняя вода,
И матери моей давно не стало,
Но где бы ни был я и чтоб ни делал я,
Меня молитва матери спасала.
Сейчас мне много лет и жизнь идёт к финалу,
Но внуки есть уже и правнуков начало,
И твёрдо знаю я, сомнений нет: от бед
Меня молитва матери спасала. 
     Мои родители всегда удивляются тому, что,  пережив жестокие испытания во время войны, дедушка сохранил радость жизни и свой талант.  Адама Саввича часто приглашали на встречи ветеранов. Но возраст брал своё, и, к сожалению, в этом году моего дедушки не стало. Его смерть я переживаю очень тяжело, но я всегда буду помнить его и гордиться его героизмом, ведь благодаря таким людям мир смог победить фашизм, родились новые поколения людей, живущих под мирным небом. Я очень благодарна дедушке за жизнь и постараюсь не подвести его.
   Марк Львовский   написал в своём  стихотворении:
Осталась память о войне,
Она живёт в тебе и мне,
О тех, кто жив, кто воевал,
И тех, кто без вести пропал!

  Прошли года, сменились поколения, и единственное, что нам осталось – помнить. Помнить о том, какой ценой была достигнута великая победа, какой ценой был сохранён мир. Нашему поколению стоит гордиться военным и трудовым подвигом нашего народа, низко поклониться ветеранам, почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны и бережно хранить то, что завоёвано ими.


Комментариев нет:

Отправить комментарий