среда, 4 февраля 2015 г.

О книге моего прадеда

                                                                            Слава Сапегин, 4Г класс


Слава Сапегин учится в 4 классе. На фото он вместе с одноклассницами представляет газету о героях России, в которой рассказывается и о его прадеде Полегаеве  Иване Александровиче, почётном металлурге СССР, награжденном 25 правительственными наградами.
 Сейчас Слава - член штаба музея «Дети войны», занимается поисковой деятельностью.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты из книги Полегаева Ивана Александровича» «Брат братом силен», которая  является семейной реликвией семьи Славы.



Брат братом силен : [Рассказ металлурга Челяб. металлур. комб.] / И. А. Полегаев ; [Лит. запись А. К. Белозерцева], 94 с. ил. 16 см, 2-е изд., доп. Челябинск Юж.-Урал. кн. изд-во 1985

Семья Полегаевых  –  знаменитая династия в Челябинске, более 20 человек, объединенных одной судьбой, трудились и трудятся  на ЧМЗ-ЧМК (ОАО МЕЧЕЛ). Почти 800 лет составляет трудовой стаж этой семьи!




Далее - фрагменты из книги «Брат братом силён» Ивана Александровича Полегаева
Об участии в боевых действиях:
 « С первых дней Великой Отечественной войны тысячи моих сверстников ушли на фронт. В августе призвали в действующую армию и меня (Прим.: И.А. Полегаев  родился в 1916 году) Привезли в Москву, распределили по воинским частям. Меня зачислили в 359 –й Краснознамённый стрелковый полк, который оборонял столицу на Можайском направлении, в станко - пулемётном расчёте первым номером.
Бои под Москвой уже продолжались не первую неделю. На нашем участке врагу удалось подойти к ней на расстояние 86 километров.
Был я тяжело контужен. Три месяца лечился в госпитале, в городе Котельнич Кировской области. Но ещё долго (санитар привёз меня в Сталинград) не слышал и не разговаривал. Лишь весной 1942 года снова пришёл на свой завод, вернулся к своему привычному огневому делу. В ту пору мы варили сталь для обороны, в прокатных цехах катали противотанковые ежи, а в ремонтно-механических «залечивали» наши раненые» танки и самоходные орудия.
Никогда не забуду ночь на 23 августа. Это была наша последняя смена. Утром, когда мы с братом Костей возвращались домой, фашистские стервятники налетели на наш завод и разрушили его. В тот же день краснооктябрьцы создали рабочие батальоны. Командиром одного из них назначили сталевара Георгия Мордвинова (сейчас проживает в Челябинске)
Я снова взял в руки винтовку. В районе нашего завода немцы высадили крупный десант. Наш батальон всю ночь сражался. К утру с фашистами было покончено. Последнюю неделю августа и сентябрь мы были в отрядах народного ополчения, вместе с бойцами регулярных войск защищали « Красный Октябрь»
Трудные дни и ночи Сталинграда! Бои шли за каждый клочок нашей земли. Не на жизнь, а насмерть. Спустя год после победы меня наградили медалью «За оборону Сталинграда». Она очень дорога мне, как память о тех жестоких испытаниях, которые пришлось выдержать моему поколению в ту незабываемую пору» (с.22-23)

Об эвакуации из Сталинграда в Челябинск:
«Переправлялись через Волгу на паромах глубокой ночью , но гитлеровцы « повесили « в небе «фонари»( от них было светло, как днём) и бомбили беспрерывно. Паром мотало как челнок. Много погибло людей, Волга была красной от крови.
Через три недели мы прибыли в Челябинск. Семьи оставили в вагонах , а сами пошли узнать, где строится металлургический завод. Оказалось, в километрах15-20 от вокзала. Дорога была плохой, идти было трудно. Навстречу дул холодный пронизывающий северяк с крупой.
- Южный Урал действительно не Северный Кавказ,- вспомнил я, поёживаясь, остроту, брошенную кем-то в поезде.
…За разговорами, шутками вроде как было теплее. Перед нами предстала панорама строящегося завода. На месте берёзовых, болотниковых кустарников и чахлого редколесья строители рыли котлованы, возводили корпуса будущих цехов, наладчики и эксплутационники монтировали металлургическое оборудование. Кругом горели костры, иначе не продолбишь землю. Повсюду слышались простуженные мужские голоса, кое-где гремел оркестр – под  музыку, видимо, легче работалось.
Иногда всё это заглушали свистки паропутевых кранов и тарахтенье трёхтонок с газогенераторами по обеим сторонам кабины – горючего не хватало, уральцы первыми перешли на деревянное топливо.
Людей на стройке было много – тысячи, десятки тысяч.
Русские, украинцы, белорусы, армяне, узбеки, казахи, немцы  – кого только здесь не было?!  Многие одеты в армейские ватники – это бойцы 5-ой сапёрной армии, прибывшие сюда из-под Сталинграда. Чувствовалось, здесь тоже фронт. Трудовой!..»
О первой плавке стали (19 апреля 1943 года):
«…Это событие помнят все ветераны нашего комбината - первая плавка была для всех огромным праздником…
В 9 часов вечера раздалась команда «Пускать!» И вот он, первый металл, - в желобе! Поперёк его протянули алую ленточку. Огненный ручеек добежал до неё – она мгновенно вспыхнула!
Кто-то из цеховых «пиротехников» вместе с этой ленточкой протянул тонкую ленту из алюминия. Когда жидкая сталь коснулась её, она рассыпалась тысячами ярких искр. Этот маленький фейерверк мы восприняли как праздничный салют. Разливочный и сталеплавильный пролёты содрогнулись от криков «ура!» и громких аплодисментов. Металл упругой струёй полился в ковш. В его отсветах хорошо был виден плакат , висевший на верху печного пролёта: «Всё для фронта, всё для победы!»(с.30)



Комментариев нет:

Отправить комментарий